Экология для детей. Как правильно приучить ребенка?

Способы воспитания правильного отношения к природе в дошкольном возрасте

Маленький ребенок познает мир всеми органами чувств. Все интересное ему хочется схватить, ощутить всеми органами чувств, проверить на прочность. Именно в этом возрасте можно и нужно начинать формировать бережное отношение ко всему живому.

Рассказывает Алина, ветеринар:

«Когда мне было года 4, мы отдыхали у бабушки в деревне. Там были хорошенькие цыплятки. Они были такие миленькие, пушистенькие, что их хотелось все время тискать. И одного я затискала насмерть. В какой-то момент я нечаянно сжала кулак с цыпленком так сильно, что просто раздавила его. Это было так ужасно, что навсегда врезалось в память. Никогда не забуду этого шока от первого соприкосновения со смертью, причем причиненной маленькому беспомощному существу мной самой. Наверное, именно чувство вины за тот случай привело меня в ветеринарию»

Родителям необходимо учить ребенка наблюдению за природой и животными. Объяснять, что человек, даже если он еще ребенок, сильнее и умнее других живых существ. И поэтому его долг — защищать и заботиться, не обижать и не уничтожать.

Ребенок может не понимать, почему плохо отрывать бабочке крылышки, таскать за хвост кота, распугивать птичек. Задача родителей и воспитателей — тактично объяснить, что такое боль и страх, что их испытывают все живые существа.

Непосредственный контакт младших дошкольников с живой природой должен происходить при участии взрослых, под их контролем.

Можно учиться осторожно гладить кошку и собаку — так, чтобы удовольствие от процесса получали обе стороны.
Полезно наблюдать за птичками или белочками — тихо, терпеливо и бережно, чтобы не испугать
Взрослым стоит привлекать внимание ребенка к тому, какие разные птицы живут вокруг нас, как они отличаются по оперению, размерам, поведению и голосам. Даже самая обычная ворона может стать источником позитива — эти умные птицы часто демонстрируют интереснейшее поведение и смекалку.
Растения тоже дают обширное поле для наблюдений и получения разнообразного опыта
Цветы можно нюхать и рассматривать, развивая понятие о цвете

Листья можно сравнивать по форме и размеру, они отлично иллюстрируют смену времен года.
С детьми постарше можно вместе ухаживать за растениями и животными. Очень полезно дать ребенку возможность посадить и вырастить цветок или дерево. Поняв на собственном опыте, сколько времени требуется на это, сколько терпения и труда, он вряд ли станет бездумно срывать цветы на клумбе или ломать ветки.

Хорошо, если в семье есть домашние питомцы. Но , если родители не готовы взять на себя ответственность за благополучие питомца, недопустимо. Это касается всех — рыбок, попугайчиков, хомячков, котят и собачек. Несчастное существо, не получающее должного ухода — наихудший пример отношения к животным. Как, впрочем, и равнодушное избавление от надоевшего и ненужного питомца. Родители забудут о выброшенном зверьке через неделю, а у ребенка это происшествие останется в памяти на долгие годы.

Учимся бережному отношению к вещам

Почему-то все минималисты хором говорят о минимальном потреблении, но никто не говорит о бережном пользовании вещами. А если задуматься, то этот пункт наиболее важный, поскольку даже если вы покупаете только все самое необходимое, но пользуетесь этим небрежно, то снова делаете покупки вновь и вновь. Это относится абсолютно ко всем вещам.

Этот полезный навык бережного обращения с любой вещью так же очень важно прививать своим детям. И начинается это, конечно же, с игрушек

Очень важно донести следующую мысль до ребенка, что если он сломает свою игрушку, то играть будет не во что. И после случившегося важно не бежать в магазин за новой игрушкой, а предоставить возможность ребенку увидеть последствия своего небрежного обращения к вещам. Поиграв в сломанную игрушку, ребенок поймет, что это не удобно, не интересно, а значит ломать игрушки — не выгодно, родители новой не купят, значит так лучше не делать.

Вот так постепенно ребенок учится бережливости. Здесь важен пример самих родителей. Семья — должна быть одной командой, именно тогда возможен успех!

Почему это важно

Нездоровое питание влияет не только на физическое и психическое состояние ребенка. Дети, которые питаются неправильно, находятся в группе риска по развитию ожирения и расстройств пищевого поведения, то есть формирования нездорового отношения к еде. Такое расстройство может развиться в ситуации, когда еда становится не источником энергии, а поводом для тревоги и отрицательных эмоций.

По словам кандидата психологических наук, детского психолога клиники «Фэнтези» Юлии Себелевой, выделяют три основные фактора риска развития расстройств пищевого поведения:

  • Генетический. Известны некоторые гены, которые значительно увеличивают риск развития РПП.
  • Психогенный, он связан с пережитыми сложными травмирующими событиями. РПП в таком случае может возникнуть как вариант адаптации к тяжелой ситуации.
  • Стереотипы и установки про телесные стандарты и смещение образа тела в сторону худобы.

Экология для детей через общественную жизнь

Хорошо, что последнее время тема экологии часто бывает лейт-мотивом многих фестивалей и мероприятий, которые проводятся в городской среде. Посещение таких мест возможно вместе с детьми. И я бы даже сказала, не упускайте такую возможность. Ведь на таких мероприятиях, как правило, есть и детские зоны, где дети делают эко-поделки, или мастерят полезные вещи из вторсырья. Это развивает в ребенке творческую сторону, креативное мышление, да и вообще ребенок отлично проводит время на свежем воздухе в кругу других детей.

На улице весна! Пришло время субботников. Но почему-то иногда родители не берут своих детей на уборку преддомовых территорий

А зря! Ведь только тогда, когда ребенок собственным трудом наведет порядок на лужайке перед домом, тогда он по-настоящему поймет насколько это важно не мусорить и поддерживать порядок на должном уровне, чем потом разгребать кучи мусора…

Представляем Вашему вниманию наш видеоролик на эту тему

Что значит правильно

Сбалансированное питание — это способ покрыть все энергетические затраты ребенка для гармоничного роста и развития. При правильном рационе достаточное количество питательных веществ обеспечивают нормальный обмен веществ и дают ребенку силы для познания мира.

То есть, чтобы нормально развиваться, ребенку достаточно каждый день съедать немного фруктов, овощей, белка, сложных углеводов и молочных продуктов. Форма приготовления не так важна. Варить каждый день супы или каши не обязательно, если ребенок их не ест.

Объем рациона зависит от физической активности ребенка, возраста и образа жизни. Дети едят больше во время периодов активного роста и активных занятий, но меньше при болезни или долгом сидении дома. Родителям часто кажется, что ребенок мало ест. Но если он активен и хорошо растет, то питания хватает.

При настоящей нехватке питательных веществ он больше спит, нервничает, жалуется на слабость и не может долго гулять. Ногти легко ломаются и слоятся, кожа шелушится, а в углах губ могут появиться трещины.

Когда рекомендации не работают. Что делать, если ребенок не хочет помогать по дому

Бывает, ко мне приходят мамы в отчаянии: «Ни в какую, ни под каким предлогом ребенок не хочет помогать по дому, что делать?»

Еще раз аккуратно попробуйте каждый совет. Посмотрите внимательно, насколько честно вы следуете советам выше. Вы спокойно попробовали несколько раз или переволновались и бросили на середине? Среди моих рекомендаций нет единственного «секретного» способа. Результат тем лучше, чем больше советов вы превратите в свои привычки.

Станьте наблюдателем. Забудьте на две-три недели про крики, одергивания, напоминания, требования, манипуляции деньгами и подарками. Кто этот маленький человек? На что он реагирует, что ему нравится, что вызывает отрицание? Что у него получается, а что нет? Посмотрите на мир его глазами.

Возможны неожиданные открытия: например, ребенок сам предложит помочь, когда на него перестанут обращать внимание. Может, выяснится, что он плохо держит в руках столовые приборы, когда уже положено есть самому

Или, наоборот, способен на большее.

Пресекайте шантаж. Рекомендации также не сработают, если вы живете ради ребенка, и он все привык получать «по мановению палочки». В таком случае он просто уверен, что стоит ему заплакать или обидеться, как вы мгновенно придете к нему на помощь и все сделаете за него. Даже если покричите — потом все равно сделаете.

Как приучить ребенка помогать по дому советы психолога работают для родителей, которые хотят привить детям самостоятельность.

Откажитесь от слияния — знаменитого родительского «мы»: «Мы пописали!», «Мы поиграли», «Мы убрались!». До шести-семи лет это допустимо. Но в более старшем возрасте ребенка от слов «Мы пойдем убирать», «Мы помыли посуду, теперь отдыхаем» просто корежит. В ответ на слияние родители могут получить принципиальный беспорядок со стороны ребенка, целью которого является отстаивание своих границ.

Не стесняйтесь обратиться за помощью. Менять привычные способы поведения и отношения не так просто, сложно заметить в себе «что же я делаю не так?». Если в течение месяца ситуация с маленьким помощником не улучшается, можно обратиться за помощью и поддержкой к психологу.

Бережем природные ресурсы

Уже в раннем детстве ребенок может узнать от своих родителях о природе, о ресурсах земного шара, о том что их нужно беречь. Для этого могут пригодиться тематические мультфильмы и видеоролики. Более осмысленно этот процесс проходит где-то с 5 лет. Новые знания аккуратно вносим в жизнь ребенка, учим выключать за собой свет, не лить понапрасну воду, бережно относиться к живой природе, которая нас окружает.

Одним из замечательных способов времяпрепровождения — посадить вместе с ребенком дерево. Это и труд, и собственное творение и наблюдение за настоящим живым организмом, который растет, дышит и нуждается в заботе. Ребенок вместе с родителями может ухаживать за маленьким новым деревом, замечать изменения, происходящие с ним. Конечно же, этот опыт навсегда останется в памяти ребенка, он поймет, насколько медленно вырастает новое дерево, и как легко эту жизнь загубить.

Экология для детей через сбор вторсырья и правильный выбор упаковки товаров

Прекрасно, если в вашем доме уже организован раздельный сбор мусора, а точнее вторсырья. Если нет, то рекомендую вам начать этот весьма увлекательный процесс! Ведь только начав сортировать собственные отходы, можно понять, насколько много мы производим мусора. Это заставляет задуматься, пересмотреть собственное потребление, подталкивает делать покупки только в экологичной упаковке, либо в той упаковке, которую можно сдать на переработку (в нашем городе это лишь некоторые виды пластика).

Самое прекрасное в этом процессе, что в него можно вовлекать детей. Это не только облегчит вам собственную нагрузку в домашних делах, но и даст детям неоценимый опыт, который они с легкостью смогут захватить в свою взрослую жизнь. Дети с интересом и любопытством ищут циферки на пластиковой упаковке, сортируют их по пакетам и маркируют их. Это полезное занятие развивает в детях внимательность и аккуратность. Сплошные плюсы!

Как следствие, ребенку важно рассказать о разных видах упаковки, какие материалы используются для этого. Какие материалы являются экологичными, а какие нет

Обязательный пункт в программе «экология для детей» это использование эко-мешочков.

Если вы сами шьете эко-мешки, то это в этом творческом занятии могут участвовать и ваши дети. Подбирать красивые завязочки, продевать их булавкой, или даже сшить свой собственный детский эко-мешок, с которым они будут покупать свои любимые лакомства.

Как научить ребёнка сортировать отходы?

Самое главное в процессе экологического воспитания — это развить познавательный интерес к миру природы, любознательность.

Самым важным будет пример родителей, ведь привычки, знания, навыки, полученные от семьи, определяют его поступки в будущем.

Несколько шагов, с которых можно начать привлекать детей к сортировке отходов:

Расскажите ребенку о том, почему важно научится сортировке мусора, так как дети очень любознательные и им будет интересно узнать что-то новое.
Начните сортировать мусор, детям обычно нравится этот процесс, потому что он напоминает игру.
Смотрите фильмы и видеоролики о природе.
Не выбрасывайте опасный мусор (батарейки, градусники и т.д.) в корзину. Объясните ребенку почему важно правильно утилизировать токсичные вещи.
Выбирайте стеклянную посуду вместо пластиковой.
Используйте пищевые отходы с пользой

Организуйте участок в саду для приготовления органических удобрений для растений. Расскажите ребенку о полезной переработке остатков пищи.

Первый этап: знакомство

Прежде всего необходимо объяснить ребёнку, почему важно заботиться об окружающем мире, как экология помогает сохранить нашу планету здоровой и чистой. Сказки и детская нон-фикшн литература станут хорошими помощниками на первом этапе

В игровой форме, через истории любимых героев ваши дети узнают о взаимодействии человека и природы, об окружающем мире и природных ресурсах, которые мы ежедневно используем в нашей жизни.

Расскажите подробно ребёнку, почему мусорные свалки губительно влияют на нашу планету. Горы мусора выделяют опасные вещества – метан, диоксины, тяжёлые металлы. Они загрязняют воздух, отравляют воду и почву. Также стоит объяснить детям и сроки разложения различных отходов. Сам мусор, как правило, не имеет запаха. За резкий запах отвечают пищевые отходы. Разлагаясь, они выделяют в воздух неприятно пахнущие вещества, например, сероводород. А есть ещё опасные отходы: батарейки, ртутные градусники, лампочки, лекарства. Их нужно сдавать отдельно – в специальные ящички, а не вывозить на общую свалку! Для сокращения вредных выбросов в окружающую среду пищевые отходы можно перерабатывать в домашних условиях, установив специальный измельчитель на кухне или организовав домашнюю эко-ферму. 

Роль родителей и воспитателей

Самое подходящее время для начала воспитания экологической культуры — дошкольный возраст. Именно в это время закладываются основы личности и происходит формирование отношения к миру.

Как и во всем остальном, главный инструмент воспитания — личный пример взрослых. Родители могут говорить много слов, но если при этом отец не считает зазорным пнуть кошку, мать отвозит в приют надоевшую собаку, и все вместе оставляют на месте пикника горы мусора — слова окажутся бессмысленными.

В садике может быть отличный живой уголок. Но занятия в нем не оставят большого следа, если на глазах у детей воспитатель прогонит камнями случайно забредшую на игровую площадку дворнягу.

К сожалению, многие родители и педагоги не уделяют достаточного внимания экологии личности своих воспитанников. В итоге может сформироваться человек с деформированными представлениями о нравственности, морали, гуманности и ответственности каждого человека за условия обитания всего человечества.

Почему ребенку важно быть опрятным?

Опрятность как качество личности — способность всегда выглядеть ухоженно, соблюдать порядок на рабочем месте, содержать личные вещи и личное пространство в чистоте. Сюда можно отнести и гигиенические процедуры, и уборку, и уход за одеждой.

Сформированная еще в детстве привычка следить за собой не дает проявиться в дальнейшем таким качествам характера как:

  • безалаберность,
  • необязательность,
  • непунктуальность,
  • небрежность.

Многие дети-неряхи растут одинокими, поскольку их неопрятность и нечистоплотность вызывают негативные эмоции у сверстников. Особенно ярко это проявляется в подростковом возрасте. Неприятный запах изо рта, грязная одежда и неухоженный вид могут становиться причинами буллинга в школе. Неряшливый ребенок, как правило, хуже учится. Ему сложно сконцентрироваться на выполнении домашних заданий, когда рабочее пространство не организовано должным образом. Малыш, постоянно пребывающий в хаосе разбросанных по комнате вещей, непременно забывает взять на занятия нужные тетради и учебники.

А личная гигиена, которая является главным правилом опрятного внешнего вида, позволит избежать множества проблем со здоровьем:

  • кожных заболеваний (акне в подростковом возрасте, дерматитов);
  • заболеваний зубов и десен;
  • заболеваний мочеполовой системы;
  • кишечных расстройств.

Воспитайте полезные навыки у ребенка

СМОТРЕТЬ ВИДЕО ОБ УСЛУГЕ

Заведите несколько мусорных пакетов

Сортировка мусора начинается не у мусорного бака, куда мы обычно спешим выбросить пакет по дороге к важным делам, заведите несколько мусорных пакетов дома. В один можно отправлять вторсырье, в другой — смешанные отходы, которые не подлежат дальнейшей переработке, а в третий — батарейки и технику, которую сдают в специальные пункты приема.

Вторсырье:

Мукулатура: бумагу, картон.

Стекло: банки, бутылки.

Металл: консервные банки, алюминиевую посуду.

Пластик: пищевые контейнеры, пленки, пакеты, упаковки от продуктов

Но важно, чтобы они были чистыми. Если вымыть не получилось, лучше отправить мусор в контейнер «Смешанные отходы»

Смешанные отходы

  • Остатки еды.
  • Испорченные продукты.
  • Использованные средства личной гигиены.
  • Упаковка продуктов, не подлежащая переработке.

Поговорите с детьми о том, зачем нужна переработка отходов, почему мусорные полигоны отравляют воздух, которым мы дышим, почву, в которой выращивают овощи и фрукты.

Сажайте деревья

Посадить дерево, развести цветник на даче или подоконнике — отличный способ приучить ребенка заботиться о природе. Для начала расскажи ему о проблеме вырубки лесов и о том, что чем больше деревьев вновь появится на земле, тем чище станет наш воздух. Теперь можно выбрать место для посадки, по ходу дела рассказать, как он будет развиваться, а в конце разделить обязанности по уходу за саженцем. Чтобы процесс выращивания проходил более осознанно, попроси ребенка вести дневник наблюдений. Пускай запишет, когда растение было посажено, когда появились первые ростки, сколько поливок прошло и на сколько оно выросло к моменту последней проверки.

https://youtube.com/watch?v=EnU1AvAdJG8

Картинки, презентации и игры на тему раздельного сбора

Дети лучше запоминают информацию при визуальном сопровождении, это могут быть картинки, презентации, игры.

Картинки:

Дидактическая игра «Сортируем мусор» познакомит детей в игровой форме с правилами сортировки мусора. Необходимо предоставить детям экологическую ситуацию: «Друзья приехали на пикник и оставили после себя мусор. Представьте что будет, если никто не будет убирать за собой. А как много станет мусора через несколько лет! Что вы можете предложить? Нам предстоит собрать и распределить мусор.»

Для игры понадобятся контейнеры с надписями «Бумага», «Пластик», «Стекло», «Металл», «Пищевые отходы», также карточки с изображением мусора. Дети будут определять вид материала, и выбрасывать в нужный контейнер.

В конце игры рекомендуется задать вопросы, с помощью которых ребята проанализируют свои действия. Например, «Какая проблема у нас возникла, и как мы ее решили?», «Зачем мы раскладывали мусор по разным контейнерам?» и т.д.

Разнообразить процесс обучения, и развлечь детей могут детские загадки по теме, например такая:

Когда наводят дружно
Порядок и уют,
Все, что совсем не нужно,
Мне люди отдают.(Мусорное ведро)

Также это закрепит их знания о словах «пластик», «стекло» и т.д., и они всегда будут помнить о вреде, который причиняют природе эти материалы.

Экологическое образование — это образование человека, который способен безопасно и счастливо жить в будущем мире, не подрывая при этом основы развития и жизни следующих поколений

Информировать детей о сортировке отходов очень важно, потому что в будущем уже они будут заботиться об окружающей среде. Задача родителей и педагогов сделать все возможное, чтобы это происходило наиболее эффективно

Придумайте экологичный досуг

Дети любят природу: собирают букеты из опавших листьев, летом безвылазно купаются в море, лепят снеговиков зимой. Так как же мы, родители, можем перенести эту любовь к природе во взрослую жизнь? Создать прочную связь между детьми и природой не так сложно, как кажется.

Чаще прогуливайтесь по парку, слушайте звуки природы, собирайте гербарий, делайте поделки из природных материалов, устраивайте пикники, фотосессии и пленэры. Чтобы с пользой провести свободный вечер, можно посмотреть и обсудить вместе с ребенком киноленту, где затрагиваются вопросы взаимоотношений человека и природы.

Самым маленьким можно поставить мультфильмы «ВАЛЛИ-И», «Лоракс» или «Долина папоротников: Последний тропический лес», детям постарше — фильмы BBC и WWF. В такие моменты особенно проявляется желание любить природу и заботиться о ней.

Третий этап: применение

Маленькие экоагенты уже усвоили первые уроки заботы об окружающей среде. Следующим шагом станет закрепление эко-правил в повседневной жизни. Покажите на своём примере, как при помощи простых и несложных правил можно сохранить нашу планету. Папа подкрутит подтекающий кран на кухне и расскажет детям, что, уходя из комнаты, следует всегда выключать свет, а из старых вещей можно смастерить что-то полезное

Бабушка объяснит, почему важно выключать воду во время чистки зубов, а ненужные вещи сдавать в благотворительные фонды и центры помощи. Мама соберёт детям в школу полезный обед в многоразовый ланч-бокс, а все пластиковые пакеты в семье заменят на тканевые эко-сумки

Кроме того, вы можете включить в обязанности детей эко-привычки в игровой форме: за раздельный сбор мусора и его сдачу в переработку не только похвалите ребёнка, но и вознаградите его совместным развлечениями и вкусными угощениями. 

Ежедневные эко-правила: 

  • выключай свет, когда он не нужен; 
  • не покупай еды больше, чем можешь съесть;
  • следи за сроком годности продуктов в холодильнике.

Для своей семьи вы можете выбрать те правила, которые подходят именно вам

Главное, не только рассказать ребёнку, почему это важно и необходимо, но и своим примером показать экологическую ответственность в вопросах защиты природы. . На первый взгляд может показаться, что вести экологичный образ жизни всей семьёй довольно сложно, но если знать, как организовать пространство в доме, как с помощью простых правил приносить пользу окружающей среде, то мы и наши дети сможем сохранить зелёной и чистой нашу планету надолго

На первый взгляд может показаться, что вести экологичный образ жизни всей семьёй довольно сложно, но если знать, как организовать пространство в доме, как с помощью простых правил приносить пользу окружающей среде, то мы и наши дети сможем сохранить зелёной и чистой нашу планету надолго.

Ограничиваем использование полиэтилена

После привлечения внимания к проблеме использования пакетов супермаркеты перешли на экологичный полиэтилен. В отличие от аналогов, он полностью разлагается. Однако в других сферах нашей жизни полиэтилена не стало меньше. Упаковка продуктов, товаров первой необходимости, техники — все это вредит экологии.Поэтому:

  • расскажите ребенку, что нужно как можно меньше пользоваться такими пакетами. Если они чистые, обязательно использовать их повторно — для мусора, хранения вещей и т.д;
  • приобретите экологическую сумку-шопер из ткани или других природных материалов.

Каждый раз взяв пакет на кассе, люди бессознательно накапливают дома бесполезные (и ненужные) пакеты.

Экономия ресурсов

Чтобы нашим подписчикам было удобно запомнить основные тезисы этого материала, мы составили небольшой экологический чек-лист.
Итак, запоминайте что надо делать регулярно:

  • Выключать из сети электроприборы.
  • Не оставлять включенной воду во время чистки зубов.
  • Покупать сезонные продукты, которые выращиваются вблизи.
  • Использовать туалетную бумагу из бумажных отходов.
  • Отдавать стекло, пластик, бумагу в пункты вторичной переработки.

Так вы не только помогаете планете, а еще и экономите сами. Установите дома счетчики газа, электроэнергии, водоснабжения и платите только за то, чем пользуетесь.Также будьте сознательными в отношении отопления и кондиционеров. Тропики дома зимой — это привычка исключительно стран бывшего Советского Союза. Например, в Великобритании вообще не существует системы центрального отопления. Индивидуальный бойлер включают только на несколько часов в день, а спят в теплых пижамах.
К тому же большая разница температур не полезна для организма, а счета за отопление возмущают даже тех, кто много зарабатывает. Поэтому зимой не прячьте теплые вещи: лучше поддерживать комфортную температуру, сохраняя средства из собственного кармана и одновременно помогая планете.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий