Плюсы и минусы откатных ворот
Главное преимущество — удобство применения. Достаточно широкие ворота можно открыть без затруднений. Нет необходимости в обустройстве большой подъездной площадки, поскольку полотно сдвигается вбок.
Даже при сильном ветре отсутствует риск самопроизвольного закрывания и повреждения автомобиля. К тому же конструкция легко оборудуется электрическим приводом. Не выходя из машины, можно открыть ворота и заехать на участок.
Отдельно о преимуществах консольных откатных ворот:
- не имеют ограничений по высоте;
- внизу остается небольшой просвет, поэтому снег, лед или налетевший песок не затрудняют их работу;
- высокое сопротивление ветровым нагрузкам.
Ролики, обеспечивающие движение полотна, находятся внутри балки, что защищает механизм от внешних воздействий, а также позволяет пользоваться воротами без лишних усилий.
Недостатки ворот-консолей:
- сложность изготовления;
- длина бокового пространства для отката не менее 1,4-1,5 ширины проема.
Если нет возможности обеспечить необходимый откат, консольным воротам некуда сдвигаться. Установить их на коротком участке не удастся.
Инструкция по самостоятельному изготовлению
Конструкции, как и этапы, могут отличаться, поэтому рекомендации согласовывают для конкретных условий.
Основные фазы проведения работ:
- проектирование, составление чертежей, схем;
- подсчет и приобретение материалов;
- земляные работы;
- бетонирование;
- сварка консольной системы и каркаса;
- сборка полотна ворот, зачистка швов;
- установка готовых ворот и навеска фурнитуры;
- монтаж автоматики.
Все работы по сборке раздвижных ворот на роликах можно делать собственноручно, кроме сварки деталей. При выборе длины полотна учитывают, что маленький хвостовик приведет к падению одной стороны полотна в открытом состоянии. Утяжелять эту часть грузами нецелесообразно. Если между каретками сделать большое расстояние, нагрузка на колеса возрастет, направлявшие деформируются или могут разогнуться их полки.
Установка столбов
Сечение столбов выбирают в соответствии с весом ворот. Отдельно учитывают массу отделочного материала, вес фурнитуры и автоматики. Если получается большое значение, делают два полотна.
Ямы под стойки роют на глубину 1 – 1,2 м, но учитывают глубину промерзания почвы. При копке осыпаются стенки, поэтому делают опалубку из любых досок. На дне укладывают щебеночную подсыпку, проливают ее водой. Одновременно подводят и прокладывают провода для автоматики, их прячут в водопроводной трубе на глубине 60 – 80 см. Верхний торец трубы с выступающими кабелями закрывают полиэтиленом.
Для столбов используют квадратную трубу 80 х 80 или 100 х 100 мм. Для устойчивости к подземной части стойки приваривают крестом куски арматуры длиной 20 мм, которую потом бетонируют. Верх столба накрывают, чтобы внутрь не протекала вода.
Закладка фундамента
Нагрузка от ветра, которая действует на полотно, также передается фундаменту, поэтому основанию уделяют внимание. После заливки бетона используют вибратор, чтобы выгнать воздушные пузыри
Поэтапное разделение работ:
- подготовка земли в месте строительства (уборка мусора, выравнивание);
- копка траншеи от одного до второго столба;
- песчаная и гравийная подсыпка (10 и 15 см, соответственно);
- сварка или вязка арматурного каркаса;
- заливка бетона.
Цемент, песок и щебень кладут в бетон в соотношении 1:3:5, соответственно. При укладке смеси используют кельмы, лопаты, чтобы распределить массу между арматурными стержнями.
Изготовление створки
Рама откатных ворот
Нарезают заготовки стальной трубы для рамы. Куски, которые соединяются в углах, отрезают под 45°, а те, что стыкуются в виде буквы Т, режут под 90°. Такие нюансы учитывают при порезке. Отрезки очищают от ржавчины, раскладывают их в соответствии со схемой сборки.
При сварке не применяют сплошной шов, а делают соединение точками, чтобы не повело раму. После проверки всех параметров сваривают цельным швом.
Места сварки шлифуют болгаркой с зачистным кругом, металл покрывают грунтом от коррозии. На стадии сварки усиливают раму перпендикулярными элементами.
Применяют косынки на углах соединений — стальные прямоугольники или треугольники их листового металла. Хвостовик с одного бока рамы усиливают ребром жесткости так, чтобы он образовывал биссектрису прямого угла.
Монтаж конструкции
Консоль приваривают к низу рамы. На ее кромки ставят заглушки из резины, чтобы внутрь не попадали листья, мусор. Габариты прогона зависят от размера ворот по длине, толщину нужно брать по расчету. Проверяют ровность рельса, чтобы обеспечить легкий ход.
Промежуток между направляющей балкой и роликом должен быть 1 мм. Больший люфт приведет к тому, что полотно будет «клевать» при движении, а маленький зазор вызовет заклинивание при работе. К опорной стойке ворот крепят нащельник, выполненный из уголка или швеллера.
К нащельнику фиксируют нижний и верхний улавливатель. На закладную балку в фундаменте надевают ролики (поддерживающие каретку). На каретку надевают прогон-консоль, регулируют работы улавливателей. Дальше монтируют фурнитуру, устанавливают и подключают автоматическое управление.
Правила эксплуатации
Если при работе появились посторонние звуки, скрежет, прекращают использование створки и разбираются в причинах. Открывая полотно, не прилагают больших усилий, передвигают равномерно, без рывков. Следят, чтобы при движении в зоне действия не находились люди или животные, а также посторонние предметы.
Регулярно чистят полозья, по которым движутся ролики, обледеневшие балки используют после скалывания налета. Нельзя касаться подвижных частей ворот во время движения или при остановке с включенным электричеством. Своевременно смазывают трущиеся части механизма, раз в год проводят техосмотр ворот.
Преимущества и недостатки
Откатные ворота популярны, и спрос на них растёт, поскольку они эстетичны, просты в эксплуатации, прочны и долго служат. Установить на участке откатные ворота – это значит получить в свое распоряжение конструкцию, обладающую ещё рядом дополнительных преимуществ.
- Воротная конструкция не препятствует проезду транспортных средств в условиях ограниченного пространства внутри участка или со стороны улицы, при невозможности маневрирования и движения по прямой.
- Зона открытия исключает повреждение корпуса машины. Створка ворот может откатываться вправо или влево, поэтому транспорт не будет поцарапан, даже находясь близко.
- Простота управления и ремонта. Физическое участие человека сведено к минимуму. Любая неисправность ликвидируется самостоятельно без вызова специалистов.
- Надёжность. Откатные механизмы ломаются крайне редко даже при интенсивном использовании. Они исправно функционируют при любом климате и даже в местах постоянного «минуса».
- Независимость от климатических условий. Нижнее крепление консоли не выдвигает эксплуатационные требования относительно осадков, состояния грунта и так далее.
- Низкий уровень шума. Использование в конструкции роликов с резиновым покрытием обеспечивает «тихую» работу механизма. Ворота не скрипят и не хлопают.
- Широкий выбор материалов для отделки полотна позволяет подобрать оптимальный вариант, вписывающийся в общий дизайн территории.
- Оснащение автоматикой и средствами безопасности (при желании).
При всей функциональности ворота откатного типа всё же имеют несколько существенных минусов.
- Сложность установки. Монтаж потребует освободить значительное подъездное пространство и место около забора для беспрепятственного отката полотна.
- Требуется заливка фундамента.
- Особые требования к рельефу – отсутствие препятствий и бугров в секторе работы конструкции, иначе механизм будет подвергаться повышенным нагрузкам и ломаться.
- Сам забор – без выступающих элементов, чтобы не допустить зацепления и деформации створки и поломки механизма.
- Для некоторых видов есть ограничение по высоте.
- Дополнительный уход. В зимнее время надо обязательно очищать направляющий рельс (при колесном виде) от наледи, мусора и снега. Во избежание утяжеления конструкции снег следует убирать и с полотна.
- Высокая цена. Изделие без автоматики обойдётся покупателю в 30-40 тысяч рублей. Ворота-автоматы с фотоэлементами стоят от 50 до 60 тысяч рублей. При выборе высокопрочных материалов для ворот стоимость поднимется до 100 тысяч рублей и более. Экономия на фурнитуре и мелких деталях цену существенно не понизит.
Чертежи и схемы
На чертеже следует обозначить размеры всех элементов
В интернете есть много пошаговых инструкций с чертежами для откатных ворот, изготовленных своими руками, но лучше выполнить индивидуальную схему, применимую к конкретным условиям, материалу, пролету.
Сведения, указываемые в чертежах и схемах:
- эскиз расположения столбов, фундамента, створок с привязкой по ширине, высоте;
- укрупненные узлы стыков и соединений;
- размеры всех конструктивных элементов;
- отметки земли, края основания, стоек, верха полотна;
- материалы всех деталей, стоек, рельсов, полотен.
С помощью схемы можно в любой момент сборки уточнить расположение и соотношение элементов, соотнести их размеры, посмотреть, как делать стык. Размеры на чертеже помогают просчитать объем материалов для изготовления ворот, составить поочередный список работ.
Стандартные размеры
Ширине проезда придают большое значение, поэтому расчеты выполняют правильно, чтобы избежать перекосов и не тратить средств на приобретение лишних стройматериалов. Оптимальная ширина не слишком отличается от размера пролета, который они должны закрывать. Например, если ширина 4 м, к этому параметру добавляют еще 200 мм. Для создания противовеса добавляют 1,5 – 1,6 длины пролета.
Популярными являются размеры: 3,0; 3,5; 4,0; 5,0 и 6,0 метров. Максимальная ширина проезда, которая была изготовлена, достигает 12 метров. По высоте нет особых ограничений, но следует учитывать вес конструкции. Масса створки влияет на выбор автоматики, чем мощнее приспособление, тем выше его цена.
Нюансы проектирования
Начинают планирование с подбора подходящей конструкции.
Есть несколько типов откатных систем:
- подвесная;
- консольная;
- выездная.
Первая разновидность самая простая, при этом над пролетом ставят направляющую балку с колесами для передвижения полотна. Такой тип схемы распространения не получил из-за ограничения высоты.
В выездных моделях воротные ролики ездят по швеллеру на земле. Схема надежная, но предполагает регулярную чистку колеи от снега, мусора, наледи.
В консольной системе направляющая крепится на каркасе так, что не ограничивает размер по высоте в пролете, а створка передвигается над землей. Ролики располагают в профиле, который закреплен на самой створке внутри. Для зашивки проектируют профнастил, металл, дерево.
Альтернатива распашным воротам
Если распашные не устраивают вас из-за площади открытия ворот, просмотрите возможные чертежи откатных ворот. Возможно, соорудите их у себя. Только такие ворота станут вдвойне тяжелее. Поскольку вместо площади двух створок распашных, здесь они будут сварены вместе. Добавится и конус в одном конце такой конструкции.
Он необходим, чтобы полностью закрывать пространство въезда. Поэтому двигать такие ворота по одной линии вдоль забора вручную проблематично.
Их длина для стандартных ворот на усадьбу равняется четырем метрам. Движущий угол добавляет еще не менее 1,6 метра. Крепление кардинально отличается от распашных.
По длине ворот внизу вмонтированы профиль-салазки для продвижения конструкции по ним. С двух их сторон вделаны в бетон прямоугольники высотой чуть выше ворот с расстоянием между вертикалями 10-15 см. Сквозь них движется рама, а при закрытии они держат её. С одной стороны на два метра бетонируете площадку, на ней укрепляете продолжение профиля и весь механизм движения.
На сайте также можете скачать чертеж гаражных ворот. Ниже расскажем об одной гаражной конструкции.
Монтаж откатных ворот
Работы по установке откатных ворот можно начинать только после того, как фундаментные основания опорной рамы и столбов достигнут необходимой прочности. Монтаж ворот проводится следующим образом.
1. Сборка створки
Если створки откатных ворот были поставлены в разобранном виде, на первом этапе необходимо собрать их, подготовив к монтажу. Процесс сборки начинается с рамы. Формирующие периметр балки фиксируются с помощью угловых соединителей. В результате этого получается прямоугольная конструкция. Плотно прикручивать соединители не нужно — это делается после окончательной сборки рамы. Далее на нее устанавливаются импосты и верхняя балка, а также другие комплектующие (если предусмотрено).
После выравнивания конструкции, места соединений окончательно фиксируются, все болты плотно затягиваются. При выравнивании необходимо контролировать прямые углы, а также диагонали конструкции. Если диагонали равны друг другу, значит, рама собрана правильно и не имеет перекосов.
Далее в собранную раму устанавливается наполнение, которое фиксируется с помощью болтов и штапиков. Места примыканий наполнения к раме могут закрываться планками. Если створка имеет тросовую растяжку, она монтируется на кронштейны, фиксируемые на импостах.
2. Установка роликов
Створка откатных ворот перемещается, прокатываясь на роликах. Ролики являются частью роликовой опоры, которая устанавливается после того, как створка собрана. При установке откатных ворот роликовый блок заводится в специальную полость в раме ворот. После того, как ролики установлены, на краю этой полости монтируется упор. Он ограничивает ход створки и необходим, чтобы ролики не выскакивали из рамы.
3. Монтаж зубчатой рейки
Выполняется в случае, если будет устанавливаться автоматика для откатных ворот. Рейка устанавливается в нижней части рамы по всей ее длине.
4. Монтаж створки на раму
Створка устанавливается на опорной раме, смонтированной на этапе подготовительных работ. До монтажа на опорную раму крепятся шпильки для роликовых опор. Места крепления шпилек выбираются так, чтобы обеспечить устойчивое положение створки. После этого роликовые опоры располагаются в соответствии с положением шпилек, створка выставляется на раму. Роликовые опоры фиксируются на шпильках.
5. Монтаж опорных столбов и укосов
Столбы устанавливаются строго вертикально на предназначенных для них площадках на опорной раме. Для крепления также используются шпильки. После того, как фиксация столбов выполнена, устанавливаются укосы. Они опираются одним концом на площадки на опорной раме, а другим — на боковины опорных столбов. В том случае, если конструкция откатных ворот не предусматривает использования опорных столбов, дополнительная фиксация створки выполняется с помощью кронштейнов. Кронштейны могут крепиться к несущим столбам, а также к дополнительным столбам забора. При использовании кронштейнов желательно применение поддерживающих роликов. Они устанавливаются в верхней части створки.
6. Установка притвора
Для обустройства притвора может использоваться дополнительный, специально установленный столб. Другой вариант — монтаж элементов притвора на несущем столбе.
На первом этапе выполняется установка кронштейнов. Их располагают там, где предполагается монтаж улавливателей. Улавливатели крепятся на кронштейны и при необходимости регулируются.
Инженеры “Мастер Компани” рекомендуют определять точки крепления улавливателей следующим образом: закрыв створку ворот, улавливатели размещаются таким образом, чтобы при закрывании створка фиксировалась между «лапками» улавливателя. Такие элементы устанавливаются парой: в верхней и в нижней части притвора. В боковой части притвора устанавливается профиль, ограничивающий движение створки.
Подвесные ворота
Конструкция, получившая широкое распространение в былые времена на промышленных предприятиях. Это достаточно массивная, но при этом надежная конструкция, в которой полотно (ворота) на роликовых тележках движется по балке, расположенной над проездом (рис.1).
Рис. 1. Схема устройства подвесных ворот
К достоинствам такой конструкции следует отнести её высокую устойчивость к ветровым нагрузкам, способность противостоять взлому, отсутствие ограничений по ширине и высоте воротного полотна. Недостаток — высокая металлоемкость такой конструкции, что определяет её высокую стоимость. Но главный минус – это ограничение пропускной способности транспорта через такие ворота по высоте, она определяется высотой расположения направляющей балки
Подвесные ворота
Выбор комплектующих
Наличие тех или иных комплектующих напрямую зависит от высоты и ширины створки, а также ее веса. Так, сегодня на рынке можно найти ряд компаний, которые предоставляют качественное оборудование, а именно:
- Combi Arialdo и Flatelli Comunello из Италии.
- Ролтэк и Doorhan из России.
- Alutech из Беларуси.
Для примера, произведем некоторые расчеты. В базовой комплектации обязательно устанавливается несущая рельса, длиной в 6 м. И чтобы правильно подобрать к ней комплектующие, необходимо учитывать длину створки и плюс 40%. Также подбор осуществляется по длине направляющей балки и возможных нагрузок. Так, если ширина проема равняется 3,8 м, то длина створи равна 3,8 м + 40% = 5,32 м. В таком случае можно приобрести готовый набор с балкой 6 м.
Как сделать консольные откатные ворота
Эта конструкция хороша тем, что над проездом нет балок. Но она — самая дорогая в устройстве. Дело не столько в системе роликов, сколько в необходимости устройства фундамента с металлическими закладными, к которым затем будет крепиться консольная балка. Если столбы уже есть, фундамент заливается перед ним и вдоль забора на длину технического выноса, который необходим для компенсации нагрузки, создаваемой полотном.
Комплектация консольных ворот
Даже если делают консольные откатные ворота своими руками, комплект, состоящий из направляющей балки, роликов, концевых роликов и уловителей покупают обычно в фирме. Все запчасти рассчитываются исходя из размеров полотна, материала каркаса и типа обшивки: вес имеет существенное значение. Потому желательно со всеми этими параметрами определиться заранее.
Зная длину несущей балки, вы сможете рассчитать необходимый размер фундамента. По типу — это ленточный фундамент, котлован под него копают ниже глубины промерзания грунта (для каждого региона она своя), в который закладывают армированные опоры под пластины с роликами, а также устанавливают стойки. К этим стойкам затем крепится комплект верхних роликов, удерживающих полотно и не дающих ему раскачиваться.
Как рассчитать фундамент под крепление для консольной балки
Сложного при расчете ничего нет. Фундамент по длине равен почти половине длины пролета. Если пролет 4 метра (ширина проезда или расстоянием между столбами), то фундамент должен быть 1,8-2 м. Ширина его 40-50 см, глубина — ниже глубины промерзания грунта для региона.
Фундамент под консольную балку при строительстве откатных ворот
Котлован выкапывают еще на 10-15 см глубже — под гравийно-песчаную подушку. Этот фундамент армируют (по типу ленточного), в верхней его части к арматуре приваривается швеллер (18 или 20) и все это заливают бетоном. Швеллер выставляется в «нулевой» уровень, то есть он должен стоять на одном уровне с уровнем грунта или материалом, которым отделан двор.
Подготовленное армирование и закладной швеллер
Есть более дешевый и быстрый вариант, но по надежности он уступает описанному выше. В грунт вкручивают три винтовых металлических сваи, к ним приваривают швеллер.
Установка роликовых опор
К закладному швеллеру привариваются шпильки, к ним потом на болтовых соединениях крепятся платформы с роликами. Иногда можно встретить варианты, когда платформы приварены сразу к закладной. Это неправильно. Существует довольно большая вероятность того, что фундамент или столб забора даст усадку. Даже небольшое смещение — и ваши ворота работать не будут. Если ролики со шпилек можно снять, шпильки переварить и все собрать на место, то как корректировать если платформа приварена? Срезать? Сложно, долго, без гарантий. Так что лучше в этом случае делать все по правилам.
Пример крепления роликовых площадок
При покупке обратите внимание на роликовые каретки и на сами ролики. Это обязательно закрытые подшипники качения. Они обычно располагаются в два ряда по 4 штуки в каждом
Смазка в них должна быть морозостойкой — нижний предел температур -60°C. Осмотрите платформу, на которой они крепятся. Она должна быть стальной, литой, хорошего металла с оцинкованной поверхностью, покрыта защитной смазкой
Они обычно располагаются в два ряда по 4 штуки в каждом. Смазка в них должна быть морозостойкой — нижний предел температур -60°C. Осмотрите платформу, на которой они крепятся. Она должна быть стальной, литой, хорошего металла с оцинкованной поверхностью, покрыта защитной смазкой.
На ролики накатывается опорная балка, потому основную нагрузку несут они
Покатайте ролики. Все должны кататься без усилий, и не должны иметь люфта (не должны шататься из стороны в сторону). Тогда можно быть уверенным, что ворота будут ездить легко и откатной механизм будет работать продолжительное время (некоторые фирмы дают гарантию 10 лет). Ведь большая часть нагрузки приходится именно на ролики, потому их качество ключевой момент, как и сбалансированная конструкция полотна.
Остальные этапы монтажа более понятно будут описаны в фото-отчете: ворота собраны самостоятельно, без привлечения специалистов.
Выбор материалов для откатных ворот
Ворота защищают внутреннее пространство двора от посягательств, поэтому материал зашивки должен выдерживать удары и другие нагрузки. Каркас полотен делают из металлической трубы, из аналогичного материала выполняют подкосы и диагонали створки. Для заполнения используют металл не меньше 2 мм толщиной или ставят профилированные листы с цинковым покрытием или окрашенные поливиниловыми составами.
Из фурнитуры потребуется:
- профиль для направляющей балки;
- ролики;
- каретка для колесиков;
- улавливатели;
- концевой ролик;
- захватное приспособление;
- заглушка;
- комплект автоматического управления.
Заполнением могут служить деревянные щиты, сэндвич-панели. В качестве роликового прогона используют швеллер, тавр, двутавр, уголки.
Проектирование откатных ворот
Планируя изготовить раздвижные ворота на дачу, стоит произвести все необходимые расчеты. Как и любое сооружение, они требуют для начала чертежа.
Данная инструкция позволит произвести необходимые работы и самостоятельно выполнить чертеж ворот.
Расстояние между боковыми столбами и зеркалами машин должно быть примерно пятьдесят сантиметров. Стандартная ширина составляет пять метров.
Подвесная конструкция потребует еще и расчетов высоты. Микроавтобус имеет высоту примерно в два метра.
Далее рассчитываем длину полотна. Исходим из ширины въезда. Этот показатель увеличиваем на 40%, чтобы оставалось свободное пространство между забором и полотном.
Высота ворот рассчитывается, исходя из личных предпочтений. Можно дать лишь один совет: привлекательнее и эстетичнее выглядит, когда ворота находятся на одном уровне с забором по линии верха.
Порядок установки:
- в качестве основы кладется армированная бетонная платформа;
- фиксируются столбы-стойки;
- между ними крепится каркас с уловителями сварной раме ворот;
- закрепляется полотно;
- устанавливается фурнитура, электропривод, и прочие элементы.
Устройство ворот. Подготовительный этап
На этапе подготовки нужно определиться с планом работ. Он поможет упростить весь процесс монтажа и в итоге получить качественную конструкцию, которая прослужит без нареканий несколько лет. Выглядит он следующим образом:
- установка столбов – опор;
- сооружение фундамента;
- подготовка полотна и других частей конструкции;
- монтаж.
Итак, сначала нужно установить опорные столбы. Они предназначены для обеспечения устойчивости забора. Для них можно использовать бетон, дубовые брусы или кирпичи. Бетонируются они на глубину минимум 1 метр. Выкапывается яма соответствующей глубины и шириной 0,5-0,7 метра. Далее в нее помещается столб, уровнем выравнивается и заливается бетонной смесью.
Далее делается фундамент для опорной зоны. Для этого вырывается траншея глубиной 1,5-2 м и длиной вдвое меньше проема ворот. Нарезается арматура такой же длины и несколько штук 20 см и помещается в углубление. Закладная опускается, а швеллер равняется по верхнему уровню земли. После этого яма заполняется бетоном. По технологии бетонное покрытие нужно выдержать около 4 недель.