Лепнина из гипса своими руками

Покраска

Материал имеет практически чистую белую поверхность. Рельеф получается белокаменным, мраморным, но изящным и легким. В современных интерьерах чаще используется раскрашенная лепнина, повторяющая основной цвет стен или являясь его полным контрастом. Для покраски лучше использовать ту же краску, которую вы используете для покраски стен в помещении, например краску на водной основе. Если гипсовую лепнину вы не обрабатывали лаком, то перед покраской необходимо его покрыть грунтовкой в два слоя.

Перед началом работ краску размешивают и при необходимости разводят водой. Нанесение краски выполняется при помощи небольшой кисточки с длинным ворсом, это удобно при окрашивании рельефных поверхностей. Золочение, эффекты старения, потертости создаются для придания изделиям «налета времени». На гипсе можно выполнить создание различных натуральных фактур: камня змеевика, искусственного мрамора, гранита, используя для этого кусочки ткани, синтетические материалы или губку.

Особенности и характеристика материала

Гипс давно применяют для обустройства различных моделей фальш-каминов. Материал отличается достаточной прочностью, пластичностью и приемлемой стоимостью. Для создания гипсовых смесей используются натуральные материалы природного происхождения, не представляющий опасности для человеческого организма.

Фальш-камин из гипса

Кроме этого, гипс отличается определенными достоинствами:

  • материал огнеупорный, что дает возможность для его применения в устройстве классических каминов с настоящим огнем;
  • гипс подходит и для электрических каминов, потому что не проводит ток;
  • на объем гипсовых фигур время влияния не оказывает;
  • материал отличается пластичностью, помогающей создавать самые сложные формы;
  • есть возможность элементы из гипса создавать в домашних условиях.

Любопытная особенность гипса состоит в том, что во влажной комнате он поглощает в себя воду, а в сухом – отдает ее. Получается, что необработанная поверхность из этого материала оказывает влияние на уровень влажности воздуха в помещении, придавая ему пригодность для жизнедеятельности людей.

Но здесь необходимо отметить, что в постоянных сырых условиях гипс начинает темнеть, а длительное хранение необработанного материала придает ему желтоватый оттенок. Кроме того, гипс отличается хрупкостью, ему противопоказаны серьезные воздействия механического характера, материал требует аккуратности в обращении.

Закаленный гипс зачастую применяют при устройстве каминов с настоящим огнем. Чаще всего в качестве украшения камина используют лепнину разнообразных форм, подходящую как для классического стиля, так и для модерна. Смотреться такой камин будет великолепно.

Одновременно необходимо отметить что для декоративного камина из гипса имеется масса возможностей в плане украшения. Гипсовую поверхность легко окрасить краской на водной основе, нанести художественную роспись. Если есть начальные художественные навыки, такую работу вполне можно выполнить самостоятельно.

Основу гипсового камина, устроенного своими руками, составляет габаритная конструкция необходимы размеров. Портал для камина из гипса изготавливается по двум технологическим вариантам:

  • в первом случае возводится каркас, на котором укрепляются все необходимые элементы;
  • второй вариант подразумевает комплексное создание полноценной конструкции, представляющей собой одно целое.

По понятным причинам второй вариант стоит значительно дороже, в доработках не нуждается, отличается превосходными внешними данными.

Создание барельефа

Подготовка

На стене расчерчивается ориентационная разметка, необходимая для симметричного и ровного нанесения декоративных деталей.

Разметку целесообразно делать по существующим ориентирам (углы, стыки, края проёмов и т. п.), поскольку они очень часто не идеально ровные. Если разместить барельефы по меткам, сделанным с помощью монтажного уровня, они будут идеально ровно «лежать» на стенах, а это визуально проявит «кривизну» стен, проёмов или углов комнаты.

Фиксация трафарета

Чтобы барельеф получился качественным, необходимо ровно разместить на стене каждый шаблон. Можно применять для этого несколько вариантных способов:

Рекомендуем: Краска для стеклообоев – выбираем лучшую и используем с трафаретами и без

— использовать клеевые составы, однако, они часто оставляют впитавшиеся пятна и поверхностные неровности, которые потом дополнительно нужно удалять;

— применить двусторонний скотч или малярную сетку – они удобны в применении и легко удаляются со штукатурки.

В итоге фиксатор наносится на трафарет не ближе 4,0 мм к краю вырезанного орнамента. Аккуратно, без смещений, матрицу следует прикрепить к стене.

Грунтование стены

Этот этап не является обязательным, однако, он только улучшит прочность прилипания барельефов к декорируемой поверхности. Технология покрытия грунтовочным раствором участка стены под украшение не отличается от аналогичной подготовки стен перед покраской или поклейкой обоев.

Рекомендация! Удобно наносить пропитку губкой, посредством которой нужное количество грунтовочного состава, без подтёков, равномерно распределяется по нужной рабочей площади!

После каждого грунтования (оптимально 2 слоя) должна следовать достаточная по времени просушка.

Нанесение барельефа

Эффектные, объёмные рисунки будут получаться только из мелкозернистой шпаклёвочной смеси. В готовом к применению виде она представляет собой однородную, вязкую, пастообразную массу.

Шпаклёвочный материал можно приобрести в готовом состоянии или как сухую смесь для самостоятельного разведения (инструкция с рецептом обычно прилагается).

Изготовление гипсового раствора для лепнины

Перед тем как приступить к самому ответственному этапу следует убедиться, что все материалы и инструменты находятся под рукой, так как гипс схватывается очень быстро. Для приготовления раствора потребуется 10 частей сухого вещества гипса и 7 частей воды, которая вливается постепенно, но быстро и тщательно перемешивается с помощью дрели с насадкой «миксер».

Далее, потребуется в смесь добавить предварительно разведенный в воде клей ПВА (приблизительно 1 часть), который придаст ей пластичность и избавит в дальнейшем готовое изделие от растрескивания после высыхания. В итоге смесь, готовая для заливки в форму, должна иметь консистенцию густой сметаны.

После того как гипсовый раствор будет залит в форму, с помощью шпателя выравнивается его поверхность. Это позволит в дальнейшем обеспечить более плотное прилегание к стене или потолку

Особенно важно обращать внимание на этот момент, если будет крепиться лепнина на потолке, так как в этом случае требуется получение максимально надежного соединения

В форме изделие схватывается приблизительно 15-20 минут, в зависимости от температуры воздуха и влажности, после чего его аккуратно достают и оставляют на 1-3 суток для полного высыхания.

Окончательным штрихом в изготовлении лепнины является корректировка ее поверхности с использованием мелкой наждачной бумаги. С ее помощью легко избавиться от характерной шероховатости, можно устранить небольшие дефекты изображения и т. д.

Так как гипсовые изделия имеют достаточно значительный вес, то обратную сторону рекомендуется обработать грунтом для лучшей адгезии с поверхностью, а на большие элементы фиксируют малярную сетку, после чего также обрабатывают грунтовочными составами.

Инструмент

Изготовление барельефа потребует обзавестись кое-каким специальным инструментом. Не очень дорогим, но рассчитывать на успех работы без него не приходится. Прежде всего, половина резинового мячика для замеса очередной порции рабочей смеси. Из него сразу все вываливается, если вывернуть наизнанку, и таким же способом слетают присохшие остатки. Барельеф будет тем прочнее и красивее, чем быстрее его сформировать, т.е. чем дальше будет рабочий раствор от начала схватывания. Мячик для замеса сводит потери времени на встряхивание, выскребание и т.п. к нулю. Набирать раствор мелкими порциями из мячика тоже удобнее, т.к. углов внутри нет. По этой же причине замес получается более гомогенным (однородным), а это один из важнейших факторов конечной художественности барельефа.

Инструменты для изготовления барельефов из гипса

Далее, нужны будут шпатели для лепки – мастихины. Набора из 6 шт. (поз. 1 на рис.) для начала хватит. Для формирования гроздьев винограда, чешуи и т.п. нужны еще выпукло-вогнутые шпатели. Наборы с такими стоят дорого, до 30 тыс. руб. (!) за набор из 48 предметов, поэтому любители вместо них часто пользуются ложками разных размеров (кофейными, чайными, десертными, столовыми), с округлыми и приостренными кончиками. Однако вывести низкий рельеф ложками просто так нельзя, изгиб ручки мешает. Поэтому для каждого шпателя берут по 2 ложки из алюминия и др. пластичного металла. Одной пользуются как есть, это будет выпуклый шпатель. А ручку другой у самого черпака перекручивают на 180 градусов и отгибают обратно, получается вогнутый шпатель.

Примечание: неплохие выпукло-вогнутые мастихины выходят из одноразовых пластиковых ложек и вилок. Чтобы получить вогнутый шпатели, их ручки нагревают зажигалкой у самого черпачка, перекручивают и отгибают нагретыми.

Также понадобится другой мастихин – художественный нож, поз. 2. Живописцы им счищают старую краску с палитры, а скульпторы подравнивают края, срезают облой, наводят мелкую фактуру. Нож-мастихин прекрасно заменяется широким сапожным ножом.

Следующий необходимый инструмент – кондитерский шприц с насадками (поз. 3 и 4) и, возможно, медицинский на 20 мл без иглы. Кондитерский шприц весьма желательно брать с курковым приводом (поз. 4). Смеси для барельефов далеко не так текучи, как крем для тортов, и формировать шприцем веточки, розочки, листики (ну, чем торты разукрашивают, все видели) нужно, держа его 2-мя руками; левой придерживают инструмент у наконечника.

Наконец, понадобятся 2-3 плоских живописных кисти разного размера и столько же круглых, самых дешевых, из щетины с бычьего уха. Дорогие беличьи и колонковые покупать для барельефа «крутизны ради» смысла нет, они слишком мягкие. Также понадобится совсем жесткая и грубая детская капроновая кисточка для рисования. Кистями наводят фактуру (см. далее) и гипсуют мелкие участки барельефа.

Работа с инструментом и уход за ним

Мастихины и кисти перед набором очередной порции смеси обмакивают в воду. Остатки и потеки на рабочем органе – залог испорченной работы. После работы шприц разбирают и по частям опускают в воду; туда же кладут и мастихины с кистями. Когда инструмент откиснет, остатки рабочих материалов с него тщательно смывают чистой водой. Кстати, правильно ухаживаемый кондитерский шприц после работы по барельефу пригоден и для использования по прямому назначению. Храниться весь инструмент должен абсолютно чистым.

Работа с гипсом

Лепнина из гипса изготавливается поэтапно. Требуется заранее предусмотреть присутствия всех требуемых приспособлений и сырья. Нам потребуются:

  • декоративный пластилин, обладающий свойством не прилипать к поверхностям рук
  • совочек
  • силиконовая смазка
  • кисточка
  • строительный гипс
  • прозрачный лак

Предварительно нужно сделать модель детали, т. е. слепить ее из пластилина. Сделать такую модель можно своими руками, или воспользоваться рисунком или готовым изделием. После этого ее внутренняя грань промазывается силиконовой смазкой с помощью кисточки. Модель необходимо установить на ровную основу так, чтобы она не перевернулась во время заполнения ее гипсовым раствором.

Консистенция полученной смеси должна напоминать сметану, что будет способствовать хорошей наполняемости формы. Первый слой желательно накладывать при помощи кисточки, после чего заливать форму целиком. Можно пользоваться специальной лопаточкой. По технологии при создании крупных форм медальонов или колонн после укладывания первого слоя необходимо поместить прослойку из медной сетки для армирования.

Работа с гипсом

Обратная сторона готового изделия выравнивается, после чего форма оставляется для просушивания, на период от 1-го до 4-х часов. После просушки готовое изделие извлекается из емкости, которую при необходимости можно сломать. Добытый шедевр сперва шлифуется, а потом покрывается слоем прозрачного лака.

Как сделать лепнину из гипса

Гипс — хрупкий и капризный материал, однако именно его выбрали специалисты для изготовления лепнины. Данный стройматериал отличается таким свойством как расширение, что позволяет ему проникать в мельчайшие рельефные формы и трещинки, обеспечивая высокую точность выполненного изделия. При создании заливки гипсовых форм необходимо производить легкое встряхивание, которое обеспечивает устранение пузырьков воздуха и тщательное наполнение мелкой структуры.

Чтобы уменьшить коробление, гипс разводят на известковой воде, применяя для ее приготовления гашеную и негашеную известь. Для раствора, который будет использоваться для отливки, берется вода и гипс в соотношении 1:0,7, а для вытягивания создается более густой раствор, соотношение компонентов в котором 1:2.

Лепнина из гипса своими руками

Современные лепные украшения изготавливаются на базе специальных форм. Ими могут быть различные металлические формы, которые благодаря своей внутренней ровной поверхности дают возможность создать изделие, не предполагающее дополнительной доработки. Такие формы чаще применяются для изготовления лепнины в промышленных масштабах, так как металл может выдержать без изменений до 2500 циклов.

Более недорогие формы — силиконовые и латексные. Они обладают чуть меньшей прочностью, а изделие, полученное при заливке в них, имеет не такой совершенный вид и требует доработки.

Лепнина из гипса технология

Производство лепнины проходит в несколько этапов. Обязательно нужно позаботиться о наличии всех материалов и инструментов. Вам понадобится:

  •  строительный гипс;
  •  бесцветный лак;
  •  кисточка;
  •  лопаточка;
  •  силиконовая смазка;
  •  художественный пластилин, не липнущий к рукам.

Ход работы:

1. Первоначально следует подготовить пластилин и вылепить из него модель будущего изделия. Ее можно сделать самостоятельно, с помощью эскиза или приобрести готовую.

2. Затем внутренняя поверхность формы промазывается силиконовой смазкой.
3. Модель ставится на ровную поверхность.


4. Далее готовим гипсовый раствор, который должен иметь сметанную консистенцию.
5. Первый слой следует наносить при помощи кисточки и только потом наполнять всю форму. Если изготавливается большая колонна, то после первого слоя в форму выкладывается медная сетка, которая будет задействована в качестве армирующего компонента.
6. Тыльная сторона будущего изделия ровняется, и форма оставляется на просушку (1-4 часа).
7. Когда все готово, лепнина вынимается из формы. Внешняя ее сторона шлифуется и покрывается бесцветным лаком.

Финишные работы

Если все этапы проделаны согласно описанной инструкции, то лепнина своими руками после 24 часов сушки должна побелеть. На этом этапе деталь шлифуют, убирают дефекты, доводят до нужного вида. Для выравнивания используют мелкую наждачную бумагу. Действовать необходимо аккуратно, чтобы не повредить хрупкую часть. Затем детали покрывают грунтовкой.

Шлифовка готовых изделий

Гипсовая фигура имеет матовый белый цвет. Покрыв ее бесцветным лаком, получим готовое к установке украшение. Алебастровая лепнина натурального оттенка используется во многих интерьерах. Но если по задумке фигура должна иметь другой окрас, то ее окрашивают краской на водной основе или патинируют. Окрашивание удобнее делать до крепления частей.

Декоративная лепнина как неотъемлемый элемент интерьера

Использование лепнины в интерьере не теряет своей актуальности и популярности на протяжении нескольких веков. В современных условиях она активно используется при оформлении помещений не только в классических стилях или при создании интерьеров ампир, барроко, уместной она может быть даже в минималистическом хай-теке, но, конечно, при условии использования других линий и форм.

На строительном рынке, кроме гипсовых, изделий широкую популярность получили также материалы из полиуретана и пенополистирола. Традиционными являются и изделия из дерева, хотя их стоимость значительно выше.

Несмотря на то что купить готовые элементы для создания лепнины не представляет никакой проблемы, чтобы создать по-настоящему уникальный интерьер многие владельцы предпочитают индивидуальное изготовление.

Конечно, самостоятельно заниматься производством лепнины для украшения стен и потолков легче всего при наличии навыков рисования, так как предварительно необходимо сделать точный эскиз, особо тщательно прорисовывая все линии и элементы.

Но, если имеются идеи, с ними можно обратиться к специалисту, который и выполнит эту часть работы. А непосредственно изготовлением, в том числе и подготовкой форм, можно заняться и самостоятельно.

Кроме того, следует учитывать, что лепнина из пенопласта, несмотря на то, что является изделием массового производства, при наличии некоторого художественного вкуса вполне может стать основой для декорирования интерьера.

Используя различные виды элементов и комбинируя их между собой, можно создавать оригинальные и красивые композиции. Также лепнина из этого материала нередко используется в качестве финишного акцента при декорировании стен в помещении, аккуратно разделяя зоны между собой.

Достоинствами этого материала следует назвать его доступную цену, длительный срок службы и легкость монтажа. Схожими характеристиками обладает и лепнина из полиуретана, которая часто используется при декорировании современных помещений. Учитывая, что оба этих материала влагостойки, их активно можно использовать в помещениях с повышенной влажностью и перепадами температур.

Кроме того, что лепнина выполняет эстетическую функцию, ее применение может иметь и сугубо утилитарную функцию, например, визуально скрыть некоторые неровности, трещины и другие дефекты поверхности.

При правильном использовании в таких случаях они впишутся максимально органично, придав при этом интерьеру дополнительный налет благородства или изысканный шарм.

В каких стилях интерьера уместна лепнина

На этот вопрос нет однозначного ответа. Дизайнеры склоняются к мнению, что декор потолка лепниной уместен в классическом стиле и различных его вариациях:

  • Ампир — ассоциируется с «королевской» роскошью. Для этого стиля характерны такие элементы как копья, дубовые ветви, лук и стрелы, орлы, лавровые венки, женские фигуры. Лепнина обычно покрывается позолотой.
  • Арт-деко — направление, возникшее в 20-х годах прошлого века. Здесь нет обилия резных узоров и вензелей, в основном используются фигуры с простыми, четкими геометрическими формами.
  • Барокко — отличается торжественностью и помпезностью. В нем используются витые колонны, скульптуры, цветочные и плодовые гирлянды, картуши, ромбовидные сетки с розетками, сложные узоры. Потолок часто оформляют фресками и позолотой.
  • Рококо — синоним игривости, который проявляется в любви к эротике и мифологии. Главным персонажем является Венера с нимфами и амурами. Элементы, которые используются здесь, отличаются криволинейностью, асимметрией, завитками, волнами, мелким декором. Сюжеты, расположенные на стене, частично захватывают потолок.
  • Классицизм — сдержанный, строгий, геометрический стиль с простыми мотивами. Интерьеры украшаются лепниной в форме разных узоров, розеток, цветов, несложных паттернов.
  • Ренессанс — отражает роскошь, какой её видели в Древнем Риме и Греции. Стиль подходит для просторных помещений и предполагает использование колонн, карнизов, скульптур, гербов.

Но интерьерная мода стала менее консервативной. Проникновение классического декора в другие стили отчасти объясняется тем, что это не только красивый, но и функциональный элемент. Он помогает разграничить зоны большого помещения, скрыть неровности на потолке, а также скорректировать пропорции и высоту комнаты.

Но все же есть интерьеры, где лепнина на потолке неуместна. Это касается тесных помещений, ниже 3 метров. Здесь декор используется минимально. Самый подходящий вариант — узкие потолочные карнизы или аккуратная розетка для люстры. Массивные украшения перегрузят и зрительно уменьшат пространство.

Технология монтажа полиуретановой и полистирольной лепнины

Несмотря на разные свойства этих материалов, крепление лепнины из них производится по схожей технологии. Подрезку полиуретана выполняют с помощью ножовки по металлу, полистирол режется монтажным ножом. Клей можно использовать разный: жидкие гвозди, ПВА или полимерный клей на основе растворителя.

Поверхность потолка под полиуретановую лепнину готовят так же, как под гипсовую. Покраску и финишную отделку выполняют уже после ее установки. Полистирольную лепнину можно монтировать в качестве завершающего элемента после окраски стен и отделки потолка.

Розетка потолочная полиуретановая. Монтаж

Самый сложный этап в монтаже полиуретановой лепнины – крепление карнизов. При их монтаже необходимо стыковать углы, именно эта операция обычно вызывает затруднения. Сделать это правильно и аккуратно поможет видеоинструкция.

Сиреневая гостиная, выполненная в стиле классического рококо

Видео – Монтаж потолочного карниза

После схватывания клея наносят слой грунтовки и окрашивают лепнину в желаемый цвет или наносят патину. Для большего сходства с гипсовой лепниной элементы можно предварительно зашпаклевать, как это показано в видеоролике.

Видео – Потолочная розетка из гипса

Потолки с лепниной выглядят стильно и в то же время богато, от них веет надежностью и комфортом. С помощью современных технологий можно добиться удивительного эффекта, создать в доме уютную атмосферу и неповторимый дизайн.

«Постель для формы»

Сейчас у вас, скорее всего, возник вопрос: «Что ещё за постель?». Это специальное гипсование основание, в которое будет вставляться силиконовая форма. Гипсовая постель необходима для того, чтобы в процесс изготовления изделия в силиконовой форме, она сохраняла свой первоначальный вид и не деформировалась.

Устройство постели начинается с создания опалубки. В моем случае использовались резиновые пластинки, которые для герметичности я скрепил малярной лентой. А по бокам же, и с торцов прижал бетонными кирпичиками, чтобы конструкция не разъехалась. Для пущей надежности и герметизации, резиновые пластинки к основанию приклеены также на силикон.

На этом силиконовые работы завершены. Есть небольшая плохая новость: кисть, которой вы промазывали поры при заполнении их силиконом, теперь можно только выбросить.

Этапы монтажа:

Подготовка элемента. Если присутствует выступающий угол с обратной стороны, его требуется срезать по всей длине элемента. Выполните ножовкой несколько насечек на обратной стороне лепнины. Ее требуется полностью покрыть клеевой смесью. Теперь оставьте украшение на ровной поверхности до высыхания.

Нанесите отметки на поверхности, где будет расположен декор

Обратите внимание на наличие выступов на поверхности, если таковые имеются, их необходимо устранить.

Клеевая смесь после высыхания образует прозрачную пленку сзади элемента. В пластмассовом ведре приготовьте раствор из гипса или фугенфюллера

Его густота должна быть средней. Налейте смесь на тыльную сторону элемента и установите его. Для удаления излишек клеевого раствора необходимо слегка подвигать декор со стороны в сторону. Держать гипсовое украшение требуется не менее 5 минут, чтобы раствор успел схватиться.

Лишний раствор следует немедленно убрать с помощью ножа или шпателя, иначе он испортит все впечатление.

Как видите, монтаж гипсовой лепнины можно выполнить самостоятельно, но процесс этот весьма трудоемкий и грязный. В случае неудачи вы испортите и элемент декора, и поверхность, к которой он крепился. Наша рекомендация – обращайтесь к профессионалам!​

Для качественного монтажа лепнины из гипса необходимо прибегать к разметке

Монтаж гипсовой лепнины

Но изготовить форму и отлить гипс — это ещё только половина дела, необходимо ещё разработать дизайн оформления потолка лепниной и воплотить его в жизнь.

Рисовать сложные узоры приятнее всего, сидя за столом, на чистом листе бумаги, а не танцуя под потолком на стремянке, а потому так и поступим. Сначала нарисуем картинку на бумаге, а потом при помощи заготовленных лекал перенесём задумку на потолочный холст и только после этого по нарисованным контурам наклеим декор.

В качестве монтажного материала принято использовать жидкие гвозди, хотя вполне возможна работа и клеем ПВА, но в любом случае, ввиду веса деталей, нужна и дополнительная механическая привязка. Для того чтобы таковую организовать, в монтируемых элементах сверлятся отверстия с потаями, и уже через них лепнина шурупами прикручивается к своду. Потом потаи, а также места примыкания изделия к потолочной плоскости замазываются гипсом, после чего весь узор шлифуется мелкой наждачной бумагой и покрывается грунтом.

О том, как выглядит готовая лепнина на потолке, можно судить по следующим фото:

Посмотрите на видео как сделать лепнину из гипса в домашних условиях

Виды лепнины из гипса

Существующие декоративные элементы имеют свою определенную область использования. Одни предназначены для декорирования потолка, другие – только для стен. Предлагаем разобраться с существующими разновидностями и их отличительными особенностями.

Большое разнообразие открывает широкие возможности для творчества

Для потолка

Для оформления потолка чаще всего используют:

  • карнизы. С их помощью декорируется переход между потолком и стеной. Могут быть гладкими и рельефным;
  • молдинги. С их помощью удается придать завершённый внешний вид верхней части стены. Позволяют замаскировать отдельные неровности потолочной поверхности. Изготавливаются с гладкой и рельефной поверхностью;

Все элементы потолочного декора должны сочетаться между собой

  • уголки. Выступают в качестве дополнительного элемента к карнизам и молдингам. Имеют аналогичный узор;
  • консоли. Используются вместе с карнизами, разграничивая потолочное основание. Создается иллюзия поддержки потолочных балок;
  • купола. Декор в форме полусфер, позволяющий образовать характерные куполообразные углубления, меняя визуальное восприятие комнаты. В центральной части купола иногда располагается светильник. Вариант актуален для подвесной системы;
  • кессоны. Бывают в форме квадрата либо прямоугольника. Выполняют ту же функцию, что и купола, обеспечивая зонирование потолочной поверхности и добавляя ей глубины и объёмности;
  • орнаменты. Используются при зонировании пространства. Часто являются частью сложного ансамбля;
  • барельефы и панно. Используются для формирования на потолке определенного сюжета. Часто являются частью сложного узора;
  • розетки. Монтируются в месте подвешивания люстры. Могут быть овальные или круглые с различным декором.

Диаметр розетки следует согласовать с габаритами люстры

Для стен

Для оформления стен чаще всего используются:

  • консоли;
  • розетки;
  • капители;
  • панели;
  • барельефы. Выступающее над плоскостью выпуклое изображения часто становится центром композиции;

Барельеф всегда в центре внимания

  • кронштейны. С их помощью отдельные предметы или их части крепятся к стене или колонне;
  • ниши. Формируемое в стене углубление часто не только является элементом декора, но и используется для размещения полочек, этажерок и даже шкафов в зависимости от своего размера;
  • панно.

Все элементы должны соответствовать стилистическому оформлению помещения

Совет четырнадцатый: правильная система освещения

Обычные светильники разных уровней в современных дизайнах вытесняют целые системы, разработанные для освещения помещений. Это встраиваемое освещение, которое благодаря гипсу может принимать любую форму.

Освещение можно выполнить в едином стиле и виде, а можно оборудовать им отдельные элементы декора: арки, кольца, разработать отдельную подсветку пола, стены или другой поверхности в помещении.

Значительным плюсом является возможность воплотить в жизнь практически любую фантазию дизайнера, это очень легко монтируется, долго служит, не несет никакой угрозы для домашних.

Новые материалы

Помимо традиционного материала для лепнины – гипса – лепнина своими руками может быть создана из современных строительных смесей с полимерными добавками; их часто объединяют под общим названием «акриловые штукатурки». Как набирать объем барельефа строительными шпаклевочным составами, можно узнать из видео:

Видео: лепка барельефа из шпаклевки

У любителей в ходу также базовый состав из архитектурного гипса, акриловой штукатурки и клея ПВА в пропорции 1:1:0,5 по объему. Гипс и штукатурную смесь смешивают сухими и затворяют водой, т.е. добавляют воду в смесь, а не наоборот. Доводят до консистенции от теста до йогурта или обезжиренного кефира и добавляют ПВА, тщательно размешивая. Густота смеси выбирается сообразно роду работы с ней, в каком случае какая смесь нужна, см. далее.

Разновидности изделий из лепнины для стен

  1. Гирлянды и медальоны. Гирлянды, так называемые «фестоны», имитируют увитый лентами растительный и цветочный декор. Они устанавливаются вверху стен и под карнизами. Медальоны — это декоративные панно с цветочным узором, в виньетках или гладкие.
  2. Арочные обрамления. Они изготавливаются в виде стандартных секций. Удачно комбинируя их между собой, можно элегантно и с эффектом оформить книжные полки, бар или внутреннее пространство ниши. Этими элементами лепнины украшают дверные и оконные проемы как снаружи зданий, так и в интерьерах их помещений. Завершает оформление дверей установка декоративных угловых элементов, филенчатые полотна оформляются молдингами. Над верхним наличником можно закрепить рельефный фронтон и украсить его центр каким-либо медальоном в виде герба, кокарды и пр.
  3. Накладные панели. Ими можно украшать поверхности дверей и стен, придавая им торжественный и богатый вид.
  4. Накладные ниши. Они монтируются в стены, рамы к нишам продаются отдельно. Их можно подбирать по своему замыслу и вкусу. Часто дно ниш изготавливается из белого матового оргстекла. Оно позволяет организовать в них подсветку. Для этого под стеклом устанавливают неяркий светильник, который, освещая установленные в нише предметы, подчеркивает их красоту и придает им необычные оттенки.
  5. Колонны и полуколонны (пилястры). Они состоят из трех частей: база — это низ колонны, ствол — ее средняя часть, капитель — верх. Стволы украшаются канелюрами — специальными канавками, придающими деталям изящность. Лепные колонны могут изготавливаться в разных стилях: тосканском, дорическом, коринфском или ионическом. Постаменты колонн, базы, стволы и капители поставляются отдельно. Обычно полиуретановые колонны не несут механической нагрузки и имеют исключительно декоративное назначение. Но при желании их пустотелые образцы можно сделать несущими. Для этого нужно поместить в полость такой колонны металлическую трубу в виде стойки, воспринимающей нагрузку. Гипсовые колонны в таких случаях подлежат армированию. Лепные колонны часто скрывают в себе стояки и трубы, проходящие у стен на видном месте. Диаметры колонн жилых помещений могут составлять 15-35 см, административных — до 60 см.
  6. Кронштейны и пьедесталы. Кронштейны являются опорами для подоконников, каминных и книжных полок и прочего. В качестве угловых элементов их можно устанавливать на стыках потолка и стен или в порталах проемов. Пьедесталы служат опорами для декоративных ваз, подсвечников, скульптур и других аксессуаров. Максимальная нагрузка на такую лепнину не должна превышать 50 кг. Расположенные на пьедесталах самые обычные предметы выглядят значимо и необычно. Кронштейны и пьедесталы придают стилю помещения величавость и торжественный вид, облагораживают угловатую современную архитектуру и могут делить комнатное пространство на функциональные зоны. При монтаже таких изделий необходимо учитывать их пропорциональность по отношению к размерам комнаты. Массивная декоративная лепнина на стенах может легко «придавить» небольшое помещение, и наоборот — мелкая лепнина затеряется в большом пространстве.
  7. Плинтусы, карнизы и молдинги. Они нужны для украшения дверей, стен, рам для зеркал и мебели. Эта лепнина визуально увеличивает пространство и придает интерьеру завершенность. Карнизами можно красиво оформить соединения потолка со стенами. Потолочные плинтусы могут скрыть неровности примыканий. Кроме этого, рельефная лента плинтусов способна украсить соединение стен с поверхностью пола. Молдинги — это специальные бордюры, служащие для оформления стен.
  8. Потолочные розетки. Они предназначаются для оформления части потолка вокруг люстры. Диаметры таких розеток могут быть от 150 до 1000 мм.
  9. Купола. Они используются для оформления потолочного пространства в антично-римском, стиле ампир и других. Купол можно расписывать, а внутри его повесить люстру. Купола бывают гладкими, опоясанными узорчатыми карнизами или имеющими лепной орнамент.

Несколько советов

Если смешивать раствор без добавок, то изделие будет иметь белую чистую поверхность.

Рельеф может получиться мраморным, белокаменным и весьма изящным. Но в большинстве случаев требуется покраска лепнины из гипса, чтобы она сливалась с интерьером целое.

Чтобы раскрасить лепнину, рекомендуется использовать краску, предназначенную для стеновых поверхностей, например, на водной основе.

Не менее важный критерий качества изделия – правильно подобранные формы для гипсовой лепнины.

Они могут производиться из разных материалов, самым распространенным является силикон.

Так как предлагаемые формы для лепнины из гипса должны обладать рядом качеств (не приставать к изделию, долговечность), их изготавливают из специального силикона.

Он свободно продается на рынках и в магазинах по приемлемым ценам.

Идеальный материал для лепнины

Если лепнина изготавливается своими руками, то самым подходящим материалом для этого является гипс. Среди его достоинств следует выделить:

  • натуральное происхождение материала;
  • гипоаллергенность;
  • инертность к различным микроорганизмам;
  • влагостойкость;
  • пожаробезопасность.

Кроме того, работать с ним совсем несложно, хотя придется выполнять все операции максимально быстро, так как он застывает в течение 5-7 минут и полностью утрачивает пластичность еще спустя 5 минут.

Из явных недостатков следует обратить внимание на достаточно большой вес, что требует тщательного выбора клеевых составов для монтажа, а также его хрупкость. Изготовленная из гипса лепнина в интерьере может использоваться для оформления выступов, колонн, портала камина, создания оригинальных рельефов на стенах или розеток на потолке и т

д.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий